Крепость Арк в Бухаре — подробная информация с фото

Крепость Арк в Бухаре — подробная информация с фото

Намного глубже его современной подошвы таятся археологические слои начала нашей эры. (Возраст Бухары – 2500 лет – установлен по археологическим материалам, обнаруженным при расчистке канала Шахруд; на месте современной Бухары в IV в. до н.э. существовало поселение). Создателем цитадели народная традиция считала Сиявуша – эпического героя среднеазиатских сказаний, прелестного юношу, оклеветанного мачехой и вынужденного бежать в Туран. Там он сначала был принят, но потом предательски убит царем Афрасиабом. Прекрасный Сиявуш был пленен дочерью царя. Но тот поставил хитрое условие. Раскинув бычью шкуру, царь приказал построить дворец, который поместился бы на этой шкуре. Но еще хитрее оказался Сиявуш. На тонкие полоски разрезал он шкуру, соединил их концы вместе и внутри этого круга построил дворец. Так, по преданию, возник бухарский Арк.

Древний культ Сиявуша (культ умирающей и воскрешающей природы), могила которого якобы помещалась в восточных воротах бухарской цитадели, был так долговечен, что уже в эпоху утверждения ислама как государственного вероисповедания в день Навруза здесь собиралось мужское население города, совершая заклание жертвенных петухов.

Более прозаичные, но и более реальные данные археологических наблюдений и исторических хроник показывают, что формирование Бухары как города падает на период раннего средневековья. В VI в., после подавления восстания бедноты, тюркский предводитель Шири-Кишвар овладевает областью и делает Бухару (тогда она именовалась Нумиджкет) своей столицей, а в VII в. правитель Бидун восстанавливает цитадель и сооружает в ней замок.

Первые сведения об Арке содержатся в «Истории Бухары» Наршахи (899-960 гг.): «Правитель Бухары Бидун бухар-худат построил эту крепость, но она вскоре разрушилась И тогда правитель созвал мудрецов, которые посоветовали строить крепость на семи столбах, напоминающих созвездие Большой Медведицы. Построили так, и Арк не стал разрушаться».

Отныне Арк становится ядром феодального города; в нем располагался дворец, правительственная канцелярия, тюрьма, казначейство и храм. Отсюда осуществлялось верховное управление страной. Вокруг Арка тянулись поместья феодалов-дихкан, где среди зелени садов высились укрепленные замки-кешки. Здесь, вокруг цитадели начинает слагаться собственно город – шахристан, обведенный стенами. Чрезвычайный рост феодального города падает на эпоху Саманидов (IX-X вв.), когда Бухара была столицей обширной империи. Вне шахристана формируется торгово-ремесленный пригород – рабад, в 850 г. также охваченный особым кольцом мощных стен.

К западу от Арка еще в доарабское время сложилась площадь Регистан, некогда кипучий общественный центр города. До XIII в. ее занимали административные здания диванов (министерств) и дворцы знати, позже заполнили базарные строения.

У входа в Регистан (со стороны ансамбля Пои-Калян) находились торговые ряды Раста-и Таки Тиргарон, где продавалась продукция оружейников. В центре площади были пассажи Таки Орд Фурушон и Тим по продаже головных уборов и хлопчатых тканей. Здесь же шла торговля зерном, мясом, галантереей, чаем, бумагой и чернилами, люльками для новорожденных, скотом, арбузами, дынями, деревянной посудой и пр. товарами.

Перед Арком среди многолюдных базаров совершались казни. У входа в Арк имелись арсенал, оружейные мастерские, приемная главного военачальника, а также большая мечеть Поянда, квартальные мечети, медресе цеха мясников Бозори Гусфанд и Дорул-шифо-медресе, где обучали будущих врачей, с больничным и поликлиническим отделениями. За Регистаном в грязном дворе находился невольничий рынок. Единственным дошедшим до нас памятником Регистана является мечеть Боло-хауз.

Что касается Арка, то он в течение многих веков обстраивался, укреплялся новыми футлярами стен, наращивался по высоте. За мощными укреплениями таились неисчислимые богатства, полученные путем беспримерной нищеты народа, дворцы и павильоны, где протекал пышный быт ханов и эмиров, мрачные казематы, в которых гибли заживо погребенные или отданные на съедение клещам-кровососам жертвы политического соперничества или народно-освободительной борьбы. В XIX в. была построена специальная тюрьма – зиндан.

В плане Арк – неправильный прямоугольник, несколько вытянутый с запада на восток. Длина стен – 789,6 м, площадь – 3,96 га. Высота от уровня площади Регистан колеблется от 16 до 20 м. Высоко приподнятый парадный въезд в Арк оформлен порталом с двумя столбообразными башнями по бокам. Между ними поверху – решетчатая арочная галерея. За ней кроется музыкальный павильон (нагорахона), выстроенный в XVII в. Это двусветный зал, обнесенный галереей. Здесь в течение суток исполнялся цикл макомов – музыкальных произведений, по которым жители вели отсчет времени. С айвана над галереей царевичи смотрели на празднества и казни на площади Регистан. Основание нагорахоны соответствует уровню земли внутри цитадели. Над входом в Арк красовалась плеть, принадлежавшая, по преданию, легендарному Рустаму, в действительности же бывшая просто символом эмирской власти. В Арк категорически, под страхом смерти, запрещалось въезжать на лошади. Запрет этот неосмотрительно нарушил английский дипломат Стоддарт, за что эмиром Насруллой был посажен на 4 года в зиндан, а затем казнен.

К воротам Арка с площади вел довольно длинный и высокий настил – тохтапул (дощатый мост), перекинутый через ров с водой. В XIX в. его заменили на каменный. От ворот Арка на уровень поверхности цитадели выводит мрачный, сводчатый, поднимающийся вверх коридор – долон. По сторонам его – 12 ниш, ведущих в сырые темницы, в которых томились и умирали узники. Современники пишут, что сюда сверху из конюшен стекала зловонная жижа, а умелые тюремщики специально разводили здесь клещей-кровососов, глодавших несчастных. С открытием зиндана – эмирской тюрьмы, в этих темницах сидели в основном должники, а часть камер стали использовать для хранения песка и воды. Ужасные казематы имелись еще и в подземельях по тахтапулом и башнями ворот Арка.

Арк заключал в себе целый город, составленный из тесно сросшихся между собой домов, двориков и дворов, с государственными учреждениями, жилищем эмира, его жен, родственников, чиновников двора. Внутри контура крепостных стен планировка была прямоугольная, с традиционным крестообразным пересечением главных улиц.

Всю территорию Арка можно условно разделить на две части: западную и восточную. Восточная половина сейчас является археологическим памятником и закрыта для осмотра. В Арк входили: жилище эмира, мечеть, здание гарема, саломхона, хозяйственные помещения, склады одежды, ковров, посуды, сокровищ, постельных принадлежностей, казармы личной гвардии эмира, жилые помещения, арсенал, ювелирная мастерская, монетный двор.

Прямо перед выходом в Арк находится мечеть Джами, отстроенная в XVIII в. по типу большой квартальной мечети: четырехколонный зимний зал, обнесенный трехсторонним айваном. Оформление интерьера характерно для XIX — начала XX в. Последний ремонт здесь был произведен в 1910-1920 гг. с участием народного узбекского мастера Усто Ширина Мурадова, выполнившего резьбу по ганчу. Сейчас в этой мечети музей рукописных книг.

Самый интересный из сохранившихся памятников Арка – тронный зал эмира бухарского, куринишхана, приемная для церемоний и торжеств. Это обширный, мощенный кирпичом, двор, обнесенный с трех сторон айванами на стройных деревянных колоннах. На продольной оси двора в глубоком айване – шахнишине установлен был трон эмира. Этот мраморный «тахт» под расписным деревянным балдахином на резных мраморных колонках был исполнен нуратинскими мастерами в 1669 г. Именно здесь в 1753 г. представитель узбекского племени мангыт Мухаммад-Рахим вступил на бухарский трон с титулом «эмир». Бухарское ханство стало называться Бухарским эмиратом. Правление династии мангытов продолжалось до 1920 г. и насчитывало 8 эмиров. Правители Бухары провозгласили себя «повелителями правоверных», а вся Бухара должна была стать стражем и столпом ислама в Средней Азии, «куполом ислама», каким когда-то был Балх. Вся духовная жизнь направлялась Кораном, а бытовая, гражданские и уголовные дела определялись шариатом. Эмир являлся одновременно духовным главой государства и признавался мусульманскими проповедниками наместником Мухаммеда – халифом, охранявшим чистоту ислама. По шариату эмир получал право на жизнь и смерть своих подданных, а также право на имущество всех жителей эмирата. Он был синонимом высшей власти, о которой нельзя было даже упоминать громко из опасения подвергнуться наказанию.

Самый интересный из сохранившихся памятников Арка – тронный зал эмира бухарского, куринишхана, приемная для церемоний и торжеств. Это обширный, мощенный кирпичом, двор, обнесенный с трех сторон айванами на стройных деревянных колоннах. На продольной оси двора в глубоком айване – шахнишине установлен был трон эмира. Этот мраморный «тахт» под расписным деревянным балдахином на резных мраморных колонках был исполнен нуратинскими мастерами в 1669 г. Именно здесь в 1753 г. представитель узбекского племени мангыт Мухаммад-Рахим вступил на бухарский трон с титулом «эмир». Бухарское ханство стало называться Бухарским эмиратом. Правление династии мангытов продолжалось до 1920 г. и насчитывало 8 эмиров. Правители Бухары провозгласили себя «повелителями правоверных», а вся Бухара должна была стать стражем и столпом ислама в Средней Азии, «куполом ислама», каким когда-то был Балх. Вся духовная жизнь направлялась Кораном, а бытовая, гражданские и уголовные дела определялись шариатом. Эмир являлся одновременно духовным главой государства и признавался мусульманскими проповедниками наместником Мухаммеда – халифом, охранявшим чистоту ислама. По шариату эмир получал право на жизнь и смерть своих подданных, а также право на имущество всех жителей эмирата. Он был синонимом высшей власти, о которой нельзя было даже упоминать громко из опасения подвергнуться наказанию.

История

Цитадель построена на остатках поселения, которые покоятся на двадцатиметровой глубине под основанием Арка, в археологических слоях начала нашей эры. Арк неоднократно разрушался, а затем отстраивался вновь. Первые сведения об Арке (Кухиндисе — как он упоминается в исторических источниках) содержатся в «Истории Бухары» Абубакра Наршахи (899—960). Наршахи, в частности писал: «Правитель Бухары Бидун Бухар Худот построил эту крепость, но она вскоре разрушилась. Сколько он строил, сколько раз разрушилась». Говорят, что когда правитель обратились за советом к мудрецам, они посоветовали ему строить крепость на семи столбах, расположенных по отношению друг ко другу, как звезды в созвездии Большой медведицы. Построенный таким образом, Арк не стал разрушаться. Возраст Арка не установлен точно, но, во всяком случае, полторы тысячи лет тому назад он уже был резиденцией местных правителей. Здесь, в мощной укреплённой цитадели, жили не только эмиры, но и их главные визири, военачальники и многочисленные слуги.

В 1220 году, когда воины Чингисхана захватили Бухару, жители города нашли убежище в Арке, но завоеватели, проникнув в Арк, перебили защитников, разграбили ценности и разрушили крепость.

В средние века в Арке работали Рудаки, Фирдоуси, Авиценна, Аль-Фараби, позднее Омар Хайам. Здесь также хранилась уникальная библиотека, о которой Авиценна писал: «Я нашёл в этой библиотеке такие книги, о которых не знал и которых не видел больше никогда в жизни. Я прочитал их, и мне стало ясно место каждого учёного в своей науке. Предо мною открылись ворота в такие глубины знаний, о которых я и не догадывался». Вероятнее всего, библиотека была разграблена во время одной из войн.

Читайте также:  Гранты для переселенцев - на бизнес, заселение сельской местности

Последний страшный вклад в разрушение Арка внесли большевики во время осады Бухары в 1920 году под командованием Михаила Васильевича Фрунзе (30.8.-2.9.1920). По его приказу Арк бомбили с самолёта, пока осаждённые не были вынуждены сдаться. В результате большая часть крепости превратилась в хаос руин. Правда, есть основания полагать, что это эмир Алимхан перед бегством распорядился взорвать Арк[источник не указан 2052 дня], чтобы никто не мог глумиться над интимными для него местами, особенно громадным гаремом. И действительно, территория гарема пострадала сильнее всего и, по оценке археологов, не подлежит восстановлению, поскольку в настоящий момент представляет собой лишь слежавшуюся глиняную массу.

  • Выставка «Памятники письменности (IX—XX вв.)».

Отдел археологии

Отдел археологии был закрыт, туда мы не попали. Но зато рядом с ним была выставлена экспозиция «Возвращение шедевров Бухарской культуры». Экспозиция выглядела вот так:


1. Рельеф и геология

Узбекистан

  • Отдых в Бухаре
  • Туры в Бухару
  • Достопримечательности
  • Вопросы и ответы
  • Бухара на карте
  • Готовые туры
  • Конструктор туров
  • Тревел Эксперты
  • Эмоции
  • Офисы продаж

Неприступная крепость Арк в Бухаре — настоящий символ могущества и незыблемости: 4,3 га внутренней площади представляли собой город в городе. Собственный гарнизон, все необходимые коммуникации и эшелонированная оборона — бухарские правители знали толк в обеспечении своей безопасности. Узнайте все самое интересное о достопримечательности, которая включена в список ЮНЕСКО в составе исторического центра Бухары.

  • История создания крепости Арк
  • Архитектурные особенности
  • Что обязательно посмотреть
  • Как самостоятельно добраться?
  • Информация для посещения

Так происходило не раз — крепость Арк постоянно укреплялась, перестраивалась и успешно помогала отражать атаки соседствующих ханств-конкурентов. При этом доподлинно известно, что до XX-го века она пала лишь однажды: в 1220 г. ее захватил Чингисхан, войско которого стало причиной огромных разрушений и запустения Бухары.

Бухара. Часть 5: Арк

Как можно понять из прошлых частей, Бухара испокон веков была городом купцов и священнослужителей. Но так же испокон веков над торговым городом нависал Арк – “бухарский кремль”, неприступная ханская цитадель на одиноком высоком холме с укреплёнными снизу доверху склонами. В прошлой части мы через площадь Пои-Калян вышли к её подножью, но а теперь поднимемся в обитель бухарской знати.

Более всего Арк, укреплённый бугор посреди города, напоминает мне таллинский Вышгород, так же точно бывший рыцарским обиталищем над городом купцов. Откуда взялся холм Арка, единого мнения нет до сих пор – то ли останец (что мне кажется самым вероятным), то ли искусственная насыпь (по легенде, её построил Сиявуш – персидский богатырь-царевич, оклеветанный мачехой на родине, но нашедший славу и погибший на чужбине), а может быть и вовсе вспучившийся за века культурный слой. Основателем его считается бухар-худат Бидун около полутора тысяч лет назад, а в 10-11 веках бывали здесь “король врачей” Авиценна, философ Аль-Фараби, основоположник персидской поэзии Рудаки, автор персидского эпоса “Шахнаме” Фирдоуси, известнейший на Западе поэт Востока Омар Хайам. В плане похожий на созвездие Большой медведицы без “хвоста”, Арк невелик, по периметру всего-то 789 метров (это примерно вдвое меньше больших кремлей типа Казанского), но “на глаз” существенно больше, да и жило в нём к началу ХХ века порядка 3000 человек (из 70 тыс. населения Бухары) – эмир, высшие чиновники и военачальники, их бесчисленные слуги и жёны. Но увы: 3/4 Арка ныне лежат в руинах – в 1920 году вся эта часть Бухары была разрушена артиллерией Михаила Фрунзе, третьего в истории чужемца-покорителя Бухары после Кутейбы и Чингисхана. От махаллей вокруг Арка не осталось практически ничего, а сам Арк, сожжённый то ли советскими аэропланами, то ли отступавшим эмиром, восстановили лишь частью. Фактически сейчас доступны лишь те места, которые отмечены на плане цифрами; о посещении остальных вроде бы можно договориться неофициально или даже тупо залезть “с тыла”, но первое мне не удалось, а второе я поленился:

Вид Арка с юго-востока. Всё это глина, лишь где-то структурированная, а где-то нет. Мы обойдём его по кругу, и к стене справа ещё вернёмся:

Реставрированная часть Арка впечатляет и вместе с тем вызывает противоречивые чувства – с одной стороны, 20-метровые стены пугающе высоки (особенно если не знать, что на большей части высоты за ними толща глины), с другой – тут есть всё для удобства неприятеля вплоть до водоотводных брёвен, по которым так удобно карабкаться. Наверху виднеется триангуляционный пункт – высшая точка холма. А широкая площадь – не эспланада, она “расчищена” в 1920 году красной артиллерией.

За поворотом площадь становится ещё шире – когда-то здесь был бухарский Регистан, от которого не осталось следа. Но ещё стоят огромные Регистанские ворота 16 века, над которыми испокон веков висела плеть как символ власти, по легенде принадлежавшая другому эпическому герою Рустаму. На другой стороне Арка когда-то были ещё Гурианские ворота, но они были разрушены очень давно, и как минимум со времён Аштарханидов единственый вход в крепость – здесь:

Снаружи заметнее всего Нагорхана – в одних местах пишут, что это вон та веранда над воротами (кадр выше), в других – что двор на карнизе, отмеченный вот этой вот беседкой. Это был аналог городских часов – там стоял оркестр, игравший свою мелодию для каждого времени суток, а ночью, видимо, не игравший ничего.

Взгляд из ворот назад – удивительно, но на бывшем регистане теперь высится шуховская башня! Я уже не раз писал, что их в Узбекистане очень много, но все, кроме этой – на железнодорожных станциях. Как и прочие, это была водонапорка (1927-29), но в 1979 она сгорела, и власти решили её не сносить (ценность шуховских башен тогда ещё мало кто понимал), а переделать в смотровую вышку. Увы, в мой приезд она, как и минарет Калян, оказалась закрыта.

За воротами касса (сколько стоит вход – не помню, но точно больше 150 на рубли) и крутой изогнутый проход с музейными витринами, среди которых затесалась такая вот комнатка. Кого символизируют эти манекены – рабов, чей господин на приёме у хана, или арестантов, доставленных на суд, или ещё кого – точно не знаю.

Верхняя часть ворот, от которой расходились два пути – к мечети и тронному залу:

Как видите, в Арке много туристов, причём в подавляющем большинстве не иностранцев:

А вот такой от ворот открывается вид. Это Салом-хана, в переводе Приветственная – этакая площадь-прихожая, где встречали важные делегации и именитых гостей от Тамерлана до русских посольств, к ней относился и длинный корпус посредине. Справа портал, который я прозвал Арка Арка – она ведёт на четыре стороны, в том числе прямо – в тронный зала Куриниш-хана. Ну а слева выглядывает маленькая Джума-мечеть:

Она же с другой стороны, слева виден двор Кушбеги (визиря). Получается, что в Бухаре было две пятничных мечети – “народная” Калян и “господская” здесь. Само собой, мечеть на этом месте существует не менее тысячи лет, но нынешнее здание – 18 века, времён упадка Бухары, а большинство построек Арка и того моложе:

Вообще, это очень странно, но здания Арка – одни из самых невзрачных в городе. Возможно, просто каждый хан или эмир норовил всё перестроить под себя, а при Мангытах, последней здешней династии, Бухара, как и весь Туркестан, уже была глухим захолустьем, где и речи не шло о роскоши орнаментов из глазурованной плитки. А может просто декор зданий Арка не удалось воссоздать – фотографировали в нём только самого эмира. У мечети – резной потолок, уж не знаю, насколько подлинный:

В котором лучше всего смотрится опять же потолок с резными верхушками колонн:

За мечетью обнаружилась смотровая площадка на склоне. а надо сказать, нынешний Арк устроен так, что его заброшенную часть с общедоступной никак не увидеть. Там находились когда-то десятки построек, из которых я находил упоминания о гареме, банях эмира и визиря, паре мечетей и ханак придворных суфиев. На плане в начале моего поста видны две “чёрные” (то есть выше культурного слоя) постройки – на юге одна из ханак, а на севере Мечеть Сорока Дев (Чилдухтарон), видимо построенная для жительниц гарема. Увы, я так и не нашёл их фотографий, а сами они скорее всего в руинах без крыш, и одной из причин того, почему я не стал пытаться проникнуть в Мёртвый Арк было понимание, что в основном я там увижу лишь серую глину с едва заметными очертаниями валов – такое я к тому моменту уже видел на казахстанских городищах (Сауран, Отрар) и ещё покажу на хорезмских. Передний план этого кадра – вполне из той же серии:

На кадре выше вдали виден огромный белый театр на самой окраине, который я ещё покажу поближе в рассказе про Новый город. Левее – неожиданно оригинальное здание на кладбище, точно не знаю, для чего предназначенное:

Само же кладбище Хазрати-Имам за городскими стенами существует с начала 9 века, разрастаясь вокруг мавзолея Абу Хафс Кабира – наставника великого Мухаммеда аль-Бухари, создателя второй по значению мусульманской книги после Корана, ну а наставник великого на востоке часто чтим не менее, чем сам великий. Как я понимаю, ансамбль тут 16 века: слева собственно мавзолей Абу Хафса, такой мини-Тадж-Махал, а справа мечеть Намазгох, раскрывающаяся айваном на площадку для уличных богослужений. Ну а ныне. очень чтимый мусульманами, бухарский Хазрат-Имам (в отличие от ташкентского тёзки) совершенно не известен туристам. Ещё один “узелок” на следующий приезд:

Вот, собственно, и всё, что видно с площадки за мечетью. С обратной стороны – узкая улочка между Салом-ханой (справа) и двором Кушбеги, впереди уже знакомая нам Арка Арка:

Вглубь Арка отходит совсем уж узкий переулок между задней стеной Куриниш-ханы и собственно дворцом Кушбеги. За воротами, в которые он упирается – Мёртвый Арк, но там предусмотрительно не оставили ни щёлочки:

Читайте также:  20 лучших экскурсий в Адлере - цены 2020, отзывы

Постройки Арка ныне заняты музеями, кое-что из экспозиции которых (например, осколки Пайкенда или расшитый золотом халат) я показывал в первой части. Сами же по себе эти постройки унылостью облика достойны иных хрущовок, а возможно, ими и по факту являются:

В одной из них был забавный эпизод – увидев в музее фреску из Варахши, я поинтересовался у смотрительницы, интеллигентной женщины средних лет, насчёт самой известной варахшинской Фрески Красного зала, где в ярких цветах изображена сцена охоты царя в колеснице на гепардов. Смотрительница ответила, что фреска хранится в запасниках, и что раз я пишу путеводитель – мне её могут показать, только заведующего сейчас нет на месте, но будет завтра. Я спросил телефон, его или самой смотрительницы, но она начала уходить от ответа в стиле “а вы съездите и спросите!”. Разумеется, на следующий день я в Арк не пошёл, и правильно сделал – как пояснил мне в комментариях к первой части maximus101 , на самом деле эта фреска хранится в Эрмитаже. Но не зря говорят, что “восток – дело тонкое”: со стороны смотрительницы это было не враньё, а “таароф” – персидская формальная вежливость, заключающаяся в том, чтобы предлагать человеку то, чего делать для него и не собираешься, так как ритуал подразумевает с обратной стороны вежливый отказ (общий смысл: “для вас не жалко – полно, полно, оставьте”). Увы, не будучи персом, узбеком или таджиком, понять это сложно, и порой это приводит к конфузам.

Кушбеги был главным визирем, управляющим государственными делами, администрацией эмира, отношениями с беками (эмират делился на 27 бекств), назначал чиновников и лично каждый день докладывал эмиру, что происходит в стране. Вторым по значению чиновником был диванбеги, ведавший казной и налогами (так, диванбеги Надир строил ансамбль Ляби-хауза). Главным судьёй в государстве был сам эмир, а первым судейский чиновник кази-калян возглавлял совет муфтиев, составлявших заключение по разбираемому делу, заведовал нотариальной частью, духовенством и учебными заведениями. На местах судебную власть представляли казии, роль полиции выполняли миршабы, возглавляемые миршаббоши. Все трое сановников – кушбеги, диванбеги и кази-калян – обязаны были постоянно находиться в Бухаре, а охраняли беков и их имущество обученные воины – нукеры. К высшим чиновникам относились также раис-калян (следил за исполнением законов шариата и охранением нравов) и “министр обороны” топчи-лашкар, вверенная которому армия состояла из регулярных воинов сарбазов и ополчения. Чуть подробнее об административном устройстве эмирата – здесь, и как вы понимаете, высшие чиновники имели в Арке свои резиденции, мечети, гаремы и бани. Вот портрет крупного бухарского чиновника от Прокудина-Горского – если это снято в Арке, то понятно, что не всегда он был столь безликим:

Теперь в третий раз зайдём под Арку Арка – слева Салом-хана, за спиной Нагорхана и конюшенный двор, впереди Джума-мечеть, справа поодаль переулок ко двору Кушбеги, а ближайший пролёт арки ведёт в Куриниш-хану:

Куриниш-хана, самая крупная часть Арка – это ни что иное, как тронный зал, или правильнее сказать тронный двор. На входе упираешься в камень Гулом-Гард (“СтопРаб”), за которым посетители оставляли слуг, дабы те не оскорбляли своим видом эмира. или даже хана: тронный зал 17 века – старейшая сохранявшаяся постройка внутри Арка:

Тут даже есть майоликовый портал в вычурном стиле Аштарханидов, на котором мог отдыхать уставший от чиновничьих рож взгляд эмира:

Вон там стоял его трон:

Ныне он, или скорее его реплика, в другом помещении Арка:

Сам предпоследний эмир Абдул-Ахад-хан, фото Поля Нодара (на фоне ковра!). Но посмотрите, какие у правителя грустные глаза. В 1885 году Россия первый раз “закрутила гайки” вассальному с 1870 года эмирату – теперь был запрещён импорт товаров откуда-либо из других стран, а в Арке открылось Политическое агентство Российской империи. Рядом вскоре прошлая железная дорога и начала расти русская Новая Бухара, теперешний Каган. Эмир ничего с этим поделать не мог, понимая, что по сравнению с кокандским (чьё ханство было полностью стёрто с карты) и хивинским (в чьём ведении осталась лишь сама Хива с округой) коллегами его отец Муззафар ещё легко отделался.

Деталь декора над эмирским троном:

Большая часть Куриниш-ханы, разумеется, реплика – всё сгорело в 1920-м году. Кое-где лежат относительно целые аутентичные колонны, а за дверью под полом хранились казна и архив: первую эмир Алим-хан успел вывезти (и безбедно дожить в Афганистане до 1944 года), второй затопил. А вот лев у входа в казну – не оберег: вернувшись из Петербурга с его каменными львами, Алим-хан решил у себя поставить таких же. но это полторы тысячи лет назад местные цари охотились на гепардов, а к началу ХХ века последние туранские тигры щемились по сырдарьинскими болотам. Как выглядели львы, местные зодчие знали очень по наслышке, так и получилось такое вот существо неизветсного вида:

Снова выйдем в Арку Арка – это, если я не ошибаюсь, бывшая Саис-хона, то есть Конюшенная:

Другая сторона двора, где вкушали своё сено ахалтекинские жеребцы и другие породистые кони, коими так когда-то славилась степная Азия:

Вид вдоль стены на Нагорхону:

Регистанские ворота, Шуховская башня, мечеть Боло-Хауз (1912) и конический купол мавзолея Чашма-Аюб 14 века – к последним двум сходим в следующей части:

Пока же спустимся обратно “на землю”, и обойдём Арк с севера. Наверху та самая площадка у Джума-мечети, и в целом эти башни-обрывы – самая впечатляющая часть бухарской цитадели:

С этой стороны махалли лепятся к Арку как ни в чём не бывало, закрытые им от огня фрунзенских пушек. Но как видите, стены всё равно безнадёжно оплыли, стремясь к своему исходному состоянию.

Та самая стена с кадра №2 с другой стороны. Где-то тут были Гурианские ворота, заложенные в 16 веке – но именно они считались могилой Сиявуша и много веков сначала зороастрийцы, а потом и мусульмане приходили к ним на Навруз:

Махалли северо-восточнее Арка:

Целая мечеть 17 века вида скорее самаркандского, чем бухарского. а голубой купол принадлежит не ей, а показанной в прошлой части главной бухарской мечети Калян поодаль:

В этих переулках запрятан как бы филиал Арка, наводивший некогда ужас на всякого бухарца – Зиндан, по-нашему говоря – тюрьма. Построенный в 18 веке, ныне это один из популярнейших бухарских музеев, тем более и советские гиды очень любили тему ужасов феодальной деспотии:

План Зиндана. Всего в нём держали около 40 заключённых, в большинстве своём должников, но заключение (кстати, была ли в эмирате каторга?) было в этих краях далеко не основной формой наказания – смертную казнь, столько-то ударов плетью или палкой, привязывание к позорному столбу, зарывание в песок или отрубание руки в независимом эмирате никто не отменял.

Камеры должников, та самая “долговая яма”:

Комната стражи с их инструментарием:

Кандалы, плети, палки и описание последствий экзекуции (70 ударов палкой) от пережившего её Садриддина Айни. Согласитесь, не верится, что всё это начало ХХ века, и зашедшие в камеру русские солдаты-спасители выглядят как форменный “бог из машины”. Но ведь и в этом средневековье начинались потихоньку брожения умов, мечты младобухарцев о европеизации или о коммунизме.

Самая строгая часть Зиндана, этакий карцер – Клоповая яма, куда заключённого опускали на верёвке:

На крыше Зиндана – купола камер и могила некоего древнего святого Кашкар-ата. Святые с такими прозвищем (“отец овец”, то есть “пастырь”) встречаются в самых разных местах Средней Азии и относят их к самым разным эпохам. Он упокоился тут задолго до строительства зиндана:

“Переулки” зинданных построек:

Заключённые на фотографии Прокудина-Горского:

Вид с Зиндана на руины Арка, который уже никогда не будет грозным:

В следующей части – о внешних укрепления Бухары и примыкающем к Арку со стороны ворот Парке Саманидов.

СРЕДНИЙ ЗАПАД УЗБЕКИСТАНА.
Обзор поездки и оглавление серии.
Бухарская область
Каган. Центр и церковь.
Каган. Окраины.
Бухара. История, люди и ремёсла.
Бухара. Ляби-Хауз.
Бухара. Торговые купола.
Бухара. Пои-Калян.
Бухара. Арк.
Бухара. Парк Саманидов и внешние укрепления.
Бухара. Еврейский квартал.
Бухара. Новый город.
Бухара. Ситораи-Мохи-Хоса.
Окрестности Бухары. Бахауддин и Чор-Бакр.
Бухара вне Бухары. Наследие эмира в России.
Вабкент и Гиждуван.
Навоийская область
Маликрабат и Хазора.
Навои старый и новый.
Нурата.
См. также:
Ташкент и окрестности – см. оглавление.
Хорезм, Самарканд, Южный Узбекистан – в последующих сериях.

Незнакомые слова и непонятные ситуции – см. по ссылкам ниже.

За воротами касса (сколько стоит вход – не помню, но точно больше 150 на рубли) и крутой изогнутый проход с музейными витринами, среди которых затесалась такая вот комнатка. Кого символизируют эти манекены – рабов, чей господин на приёме у хана, или арестантов, доставленных на суд, или ещё кого – точно не знаю.

Крепость Арк

Одним из самых удивительных и древних памятников культуры Бухары можно назвать крепость Арк. Согласно исследованиям и археологическим раскопкам, ее фундамент был заложен в VI-III вв. до нашей эры. Конечно, за свою долгую жизнь крепость не раз была полностью разрушена и вновь возведена. Она служила дворцом для правителей Бухары вплоть до 1920 года.

Об Арке ходит много легенд. Говорят, что построил ее Сиявуш, изгнанный из-за козней мачехи сын правителя. Как-то, гуляя по базару, он увидел прекрасную девушку, в которую влюбился всем сердцем. Однако ее отец, правитель Афросиаба, не хотел выдавать дочь за Сиявуша. Отец поставил перед ним условие: Сиявуш должен был построить дворец на шкуре одного быка. Задача всем казалась невыполнимой. Но юноша не растерялся, он нарезал шкуру тонкими полосками, которые соединил между собой, а внутри всей этой линии выстроил замок.

Расположена крепость Арк на насыпном холме, высота которого в некоторых местах достигает 20 м. Примерная площадь архитектурно-археологического памятника составляет 4,2 гектара. По замыслу архитекторов, крепость планировалось выстроить в форме многоугольника. Строители много раз пытались возвести стены, но терпели фиаско, так как искусственный насыпной холм был непрочен, и стены крепости разрушались. Наконец, в VII в. при бухарском правителе – бухар-худат Бидуне в основании крепости по совету мудрецов было решено заложить семь столбов в том же порядке, что и звезды в созвездии Большой медведицы. Только тогда крепость Арк (прежнее ее название Кухиндиз) была, наконец, успешно возведена. Ее мощные стены возвышались над площадью и стали символом неприступности и величия.

Читайте также:  Требования к ручной клади и багажу в авиакомпании Vueling Airlines

В IX-X вв. при правлении династии Саманидов крепость была полностью перестроена: теперь здесь появились смотровые башни, а стены стали в два раза толще.

В XIII в. Чингисхан вступил в Бухару, однако жители города укрылись в спасительной крепости. Войско Чингисхана долго не могло прорваться внутрь, но в конце концов все же одолело Арк. В итоге сопротивление было сломлено, а крепость разграблена и разрушена.

В XVI веке при правлении династии Шейбанидов крепость была вновь отстроена и приобрела тот самый вид, в каком она появилась на свет изначально. В то же время в крепости были построены новые восточные ворота – Гуриан (которые уже к концу XVI в. были разрушены) и западные ворота – Регистан (которые до сих пор встречают гостей, приехавших в Бухару).

Дошедшие до наших дней постройки внутри крепости относятся к эпохе династий Аштарханидов и Мангытов. В частности, при Аштарханидах был построен зал Куриниш-хона, где восседал правитель, и мечеть Джами. При Мангытах же были возведены Кушбеги-боло – двор премьер-министра, Салом-хона – двор приветствий и Саис-хона – конюшенный двор.

На территории крепости в разные годы жили и творили такие известные узбекские ученые и писатели, как Фирдоуси, Рудаки, Аль-Фараби, Авиценна, Омар Хайям. В средневековье, согласно найденным документам Авиценны, на территории Арка находилась уникальная библиотека, которая, к сожалению, была полностью утрачена после одного из очередных разрушений крепости Арк.

К началу ХХ в. крепость Арк представляла собой целый город в городе. Внутри Арка находился дворец правителя, а также дворцовые службы и дома высокопоставленных чиновников и военачальников. На территории Арка проживало более трех тысяч человек.

Свое последнее разрушение крепость пережила в 1920 году. Войска под предводительством М.В. Фрунзе штурмовали крепость, пытаясь свергнуть последнего хана Бухары – Сейид Алим-хана. По приказу Фрунзе Арк начали бомбить самолеты. В итоге восточная часть Арка получила серьезные повреждения. В настоящее время здесь располагается археологический заповедник, а также два уцелевших сооружения: мечеть Чильдухтарон, построенная в память о сорока убитых Насруллой-ханом девушках, и хонако Баттол-Гози.

В наши дни крепость Арк – это большой музей. На его территории функционируют такие подразделения, как отдел истории, который расскажет Вам о древнейших временах, плавно переходя на наши дни, отделы нумизматики и эпиграфики, в которых собраны редчайшие коллекции древних монет, а также отдел природы бухарской области.

Фотографии:

© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».
Копирование и использование данного материала – только с разрешения автора.

Дошедшие до наших дней постройки внутри крепости относятся к эпохе династий Аштарханидов и Мангытов. В частности, при Аштарханидах был построен зал Куриниш-хона, где восседал правитель, и мечеть Джами. При Мангытах же были возведены Кушбеги-боло – двор премьер-министра, Салом-хона – двор приветствий и Саис-хона – конюшенный двор.

Nefer`s Journal

Тюрьма была построена в XVIII веке и представляет из себя небольшую крепость. Одновременно в ней могли содержаться около 40 человек.

Легенды

Создателем цитадели народная легенда называет эпического героя Сиявуша. Согласно легенде, он был красивым юношей, скрывавшимся в Туране (богатой стране, раскинувшейся в оазисе среди пустыни) от преследования своей мачехи. Сиявуш и дочь местного правителя Афрасиаба полюбили друг друга. Но хитрый отец поставил условие, чтобы Сиявуш построил дворец на земле, помещающейся под бычьей шкурой, если хочет жениться на принцессе. Но ещё хитрее оказался Сиявуш. Он разрезал шкуру на тоненькие полоски, соединил концы вместе и внутри этой границы построил дворец.

Плеть (камча) висевшая на одной из стен по легенде принадлежала легендарному герою Рустаму.

Один из старейших научных отделов музея, функционирующих с 1923 года. В отделе работают 6 научных сотрудников. В состав отдела входит сектор археологии. В фондах отдела хранится около 14.000 экспонатов. Руководит отделом — М. И. Ниязова.

Легенды

Создателем цитадели народная легенда называет эпического героя Сиявуша. Согласно легенде, он был красивым юношей, скрывавшимся в Туране (богатой стране, раскинувшейся в оазисе среди пустыни) от преследования своей мачехи. Сиявуш и дочь местного правителя Афрасиаба полюбили друг друга. Но хитрый отец поставил условие, чтобы Сиявуш построил дворец на земле, помещающейся под бычьей шкурой, если хочет жениться на принцессе. Но ещё хитрее оказался Сиявуш. Он разрезал шкуру на тоненькие полоски, соединил концы вместе и внутри этой границы построил дворец.

Плеть (камча), висевшая на одной из стен, по легенде принадлежала легендарному герою Рустаму.

В настоящее время в цитадели располагается Бухарский государственный архитектурно-художественный музей-заповедник, включающий в себя:

Крепость Арк / Ark of Bukhara

39° 46.6682 ′N , 64° 24.6469 ′E
39.77780N, 64.41078E
39°46′40.09″N, 64°24′38.81″E

Ошибка в координатах?

    Скрыть пустые объекты

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот объект в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

правители восседали на троне под расписным деревянным балдахином, укреплённым на резных мраморных колоннах

Мечеть Калян

Соборная мечеть Калян вторая по величине в Средней Азии после самаркандской Биби Ханум, она способна одновременно вместить более 10 000 молящихся


Соборная мечеть Калян вторая по величине в Средней Азии после самаркандской Биби Ханум, она способна одновременно вместить более 10 000 молящихся

May. 12th, 2011

И хранитель внутреннего двора:

Цитадель Арк

Для отслеживания истории поисков нужно зарегистрироваться или авторизоваться на сайте.

Чтобы добавлять отели в список избранных необходимо авторизоваться на сайте.

Чтобы добавлять отели в список отслеживаемых необходимо авторизоваться на сайте.

Получайте персональные предложения, экономьте время, узнавайте о горящих турах и акциях первыми.

Ваш город «Херсон»?

Кликнув «Да», вы увидите туры с вылетом из этого города, телефоны и адреса местных офисов.

История Арка все еще покрыта тайной. Возраст Арка не установлен точно, но, во всяком случае, полторы тысячи лет тому назад эта величественная крепость уже была местопребыванием правителя. Построена она усилием тысячи рабов, создавших искусственный холм вручную. В течение веков Арк оставался главной резиденцией бухарского эмира, местом, откуда осуществлялось верховное командование страны. Здесь, в Арке, кроме правителей, жили и творили великие ученые, поэты и философы: Рудаки, Фирдоуси, Авиценна, Фараби, Омар Хайям. Цитадель построена на остатках поселения, которые покоятся на двадцатиметровой глубине под основанием Арка, в археологических слоях начала нашей эры. Арк неоднократно разрушался, а затем отстраивался вновь.

Геологическая история

Считается, что Гималаи в своем возникновении обязаны движению Индо-австралийской плиты, которая постоянно движется на север, где сталкивается с плитой Евразии. Сила движения плиты такова, что она изгибает слои породы и создает разломы, в которые вторгаются массы гранитов и базальтов. Так образовалось плато Тибета. Трансгималайские хребты стали водоразделом региона и поднялись так высоко, что стали климатическим барьером. Чем больше дождей падает на южные склоны, тем сильнее стремятся южные реки не север вдоль поперечных разломов.

Северные берега Аравийского моря и Бенгальский залив быстро заполняются обломками, которые приносят с гор реки Инд, Ганг и Брахмапутра. Около 20 млн. лет назад темп давления между двумя плитами резко возрос. По мере того, как индийская субконтинентальная плита продолжала погружаться, самые верхние слои откидывались на большое горизонтальное расстояние к югу, образуя валуны.

Волна за волной валуны устремлялись на юг над индийской сушей на расстояние до 100 км. Со временем эти валуны свернулись, сократив прежнюю траншею на 400-800 км. Все это время низвергающиеся реки соответствовали темпам подъема, перенося огромное количество камней и скал. Как только Гималаи поднялись достаточно высоко, они стали климатическим барьером: крайние горы на севере лишились дождя и стали такими выжженными, как Тибетское плато.

Напротив, на влажных южных берегах реки вздымались с такой энергией, что заставляли линию гребня медленно двигаться на север. Однако изменения ландшафта вынудили все реки, кроме крупных, изменить направление своих низовий, потому что по мере того, как поднимались северные гребни, поднимался и южный край обширного плато. Там где находится Долина Кашмира, а также Долина Катманду Непала, формировались временные озера, которые потом заполнялись отложениями.


Этот пастушеский народ находится в постоянной миграции, живет за счет своих стад овец, коз и нескольких коров, для которых они ищут пастбища на разных высотах. К северу от Великого Гималайского хребта живут народы – чампа, ладаки, бельцы и дарды. Чампа традиционно ведут кочевой пастушеский образ жизни в верхней части Инда. Ладаки обосновались на террасах и каменных веерах, которые обрамляют Инд в северо-восточном регионе Кашмира.

Население и экологические проблемы

Большая часть населения сосредоточена в средней полосе южного склона и во внутригорных тектонических котловинах. Там много обработанных земель. На орошаемых плоских днищах котловин сеют рис, на террасированных склонах выращивают чайный куст, цитрусовые, виноградную лозу. Альпийские пастбища используют для выпаса овец, яков и другого скота.

Из-за большой высоты перевалов в Гималаях значительно осложнено сообщение между странами северных и южных склонов. Через некоторые перевалы проходят грунтовые дороги или караванные тропы, шоссейных дорог в Гималаях очень мало. Перевалы доступны только в летнее время. Зимой они завалены снегом и совершенно непроходимы.

Труднодоступность территории сыграла благоприятную роль в сохранении уникальных горных ландшафтов Гималаев. Несмотря на значительную сельскохозяйственную освоенность низкогорий и котловин, интенсивный выпас скота на горных склонах и все возрастающий приток альпинистов из разных стран мира, Гималаи остаются убежищем ценных видов растений и животных. Настоящими «сокровищами» являются включенные в Список всемирного культурного и природного наследия национальные парки Индии и Непала — Нан-дадеви, Сагарматха и Читван.


Из-за большой высоты перевалов в Гималаях значительно осложнено сообщение между странами северных и южных склонов. Через некоторые перевалы проходят грунтовые дороги или караванные тропы, шоссейных дорог в Гималаях очень мало. Перевалы доступны только в летнее время. Зимой они завалены снегом и совершенно непроходимы.

Добавить комментарий