Софийский собор в Новгороде — подробная информация с фото

Интересные факты о храме

Стены собора сложены из волховского известняка голубоватого, сероватого, зеленоватого, желтого и коричневатого оттенков, который красиво играет на солнце.

Крупные каменные зёрна сверкают как драгоценные камни. Предположительно, изначально у храма не было дополнительной отделки, зодчие хотели показать красоту голого камня.

Над главным входом расположено украшенное лепниной широкое окно с толстыми старинными стёклами.

Крупные каменные зёрна сверкают как драгоценные камни. Предположительно, изначально у храма не было дополнительной отделки, зодчие хотели показать красоту голого камня.

Магдебургские врата

В Софийский собор ведут три входа. Западный украшают Магдебургские врата — работа немецких литейщиков XII века. Они состоят из 48 бронзовых пластин с сюжетами из Ветхого и Нового Заветов. Открываются они только во время архиерейских богослужений. Врата появились в Новгороде в XV веке, но как именно — неизвестно. Вероятно, их заказчиком был епископ польского города Плоцка Александр, изображённый на вратах. Исследователи считают, что туда врата так и не доехали: их захватили литовцы. В нижней части левой створы врат есть «автопортреты» трёх мастеров-литейщиков: создателей врат Риквина и Вайсмута и местного мастера Авраама, собравшего и дополнившего врата в Новгороде.


Рака с мощами святителя Никиты, епископа Новгородского

История основания Собора

Новгородский Софийский храм – старейший из сохранившихся в нашей стране памятников древнерусской архитектуры. Есть свидетельства того, что до постройки каменного собора в городе была деревянная Софийская церковь. Археологических доказательств этого факта нет. Но в НПВ — Первой Новгородской летописи, описывающей период с 1016 до 1330 гг., упоминается, что св. София была уничтожена пожаром в 1049 г. «марта в 4, в день субботний». Также в летописи указано, что первоначальный храм был «13 верхе имущи» и стоял над Волховом на «Пискупле улице». Ряд историков сомневаются в том, что деревянная София существовала, и предполагают данную запись плодом фантазии летописца.

Каменный собор, который стал символом Великого Новгорода и его вольности, начали строить в 1045 г. и закончили в 1050 или в 1052. На строительстве работали зодчие и рабочие из Киева и Византии. Сначала все поверхности стен побелили, за исключением барабанов и криволинейных апсид. Их оставили покрытыми цемянкой (толченой кирпичной крошкой с известью). Таким образом зодчие старались внешне воспроизвести богато украшенные храмы Константинополя, стены которых были покрыты мрамором, а криволинейные элементы – фресками и мозаикой. Выросший всего за пять лет храм был огромен по представлениям жителей Древнего Новгорода. 40-метровое строение, возвысившееся над деревянными избами и дубовыми крепостными стенами, поражало воображение многих приезжающих в Новгород купцов.

Софийский Собор

Новгородский Софийский собор — один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Это самый старый из сохранившихся древнерусских храмов на территории России. Выстроенный князем Владимиром, сыном Ярослава Мудрого, в 1045 – 1050 годах, Софийский собор уже в 30-х годах ХII века перестал быть княжеским храмом, превратившись в главный храм Новгородской республики. Вплоть до сегодняшнего дня новгородская София является символом города, а слова, сказанные Мстиславом Великим в далеком XII веке: «Где святая София, там и Новгород», до сих пор будоражат сердца горожан.

Софийский собор — пятинефный трехапсидный десятистолпный храм. С трех сторон (кроме восточной) к нему примыкают широкие двухэтажные галереи. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Софийский Собор. 2011 год.

Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона) и скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (цемянкой). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками). Сам же собор на протяжении своей десятивековой истории не перестраивался. Он ремонтировался после пожаров и войн, которые не смогли сильно задеть его. Стены Софии покрывались штукатуркой, а купола – свинцом, главный купол был позолочен в XV веке при архиепископе Иване Калике.

Первые храмы, очевидно, появились в Новгороде сразу после принятия Христианства на рубеже Х – XI веков. Одним из первых храмов города стала церковь Святой Софии, которую часто называют предшественницей каменного Софийского Собора. О том, существовала ли эта деревянная церковь на самом деле, историки будут спорить до тех пор, пока исследователям не удастся найти ее остатки в ходе археологических раскопок. В древнейшей из сохранившихся до наших дней летописи — Новгородской Первой летописи сообщается лишь о том, что в 1049 году церковь сгорела. «Месяца марта в 4, в день суботный, сгоре святая Софея; беаша же честно устроена и украшена, 13 верхы имущи, а ту стояла святая Софея конец Пискупле улице, идеже ныне поставил Сотке церковь камену святого Бориса и Глеба над Волховом». Некоторые исследователи считают эту запись вымыслом летописца, так как никаких других сведений о деревянной Софии нет. Однако старая церковь описана слишком детально, и точно указано ее местоположение.

Фотография 1900 года. Автор: AeJse Trasarebre

Строительство первого каменного собора Великого Новгорода началось в 1045 году и продолжалось либо до 1050, либо до 1052 года (по разным источникам). Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика — фресками.

Строился Новгородский Софийский Собор мастерами из Киева и Византии. Можно представить себе, как возведенный всего за несколько лет почти 40-метровый каменный храм воздействовал на новгородцев середины XI века: окруженный самыми первыми дубовыми стенами Кремля, среди деревянных домов и дворов совсем еще молодого города, на берегу реки Волхов, бывшей тогда частью оживленного торгового маршрута.

Софийский собор на купуре 5 рублей. Образец 1997 года.

Посвящение собора Софии — это фактически посвящение Богу, которое обращается к Софии Константинопольской, и еще древнее — к храму премудрости, построенному Соломоном.

В результате исследований под руководством Григория Штендера было установлено, что первоначально галереи Софийского Собора строились открытыми по образу киевских и константинопольских храмов. Уже начав работу по возведению, архитекторы приняли решение изменить проект и закрыть галереи из-за особенностей более холодного новгородского климата.

Первая роспись храма началась сразу после его постройки в середине XI века. К немногим сохранившимся до наших дней фрескам того периода относится «Константин и Елена», очевидно, написанная еще византийскими мастерами. Основные работы по росписи Софийского собора проводились в XII веке, в 1108-1109 и 1144 годах. Благодаря маленькой слабости мастеров, оставивших несколько своих автографов на память, а также благодаря счастливому случаю, позволившему старинным фрескам пережить все перипетии истории Новгорода на протяжении девяти веков, мы знаем, что одного из мастеров, расписывавших Софийский собор в XII, веке звали Стефан. Он был, по-видимому, монахом-мастером, возглавлявшим работы. На одном из граффити Стефан даже изобразил себя с нательным крестом в монашеском клобуке. Встречаются на стенах собора и другие имена живописцев – Микулы и Радко.

Софийский собор ночью. 2003 год.

Одним из подлинных сокровищ Софийского собора является древнейшая из сохранившихся на Руси рукописных книг — Остромирово Евангелие. Книга была изготовлена в 1056-1057 году и использовалась для ведения богослужений в Софии. В настоящий момент Евангелие храниться в российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Главная православная святыня Софийского собора — икона Знамение Пресвятой Богородицы (Богоматерь Знамение) — одна из наиболее почитаемых православных икон. По легенде она спасла Новгород от осады суздальского князя Андрея Боголюбского в 1170 году. Силы новгородцев и суздальцев были неравны, и защитники города начали молиться о чуде. На третью ночь осады новгородский архиепископ Иоанн услышал голос свыше, повелевший ему взять икону Богоматери и пойти с ней вокруг Детинца крестным ходом. Когда суздальцы стали обстреливать процессию, одна из стрел попала Богородице в глаз. Из ее глаз, по легенде, полились слезы, а суздальцев покрыла тьма. В неизъяснимом ужасе они стали отступать от города, побивая друг друга. В честь иконы, подарившей новгородцам мир, архиепископ Илья установил праздник Знамения Божьей Матери, который празднуется Русской Православной Церковью 10 декабря (27 ноября).

Читайте также:  Лучшие пляжи Кипра, личный опыт

Софийский Собор. Осень 2016 года.

Отдельного внимания заслуживает еще одна жемчужина новгородской Софии — Магдебургские врата, которые также именуются Корсунскими, Плоцкими или Сигтунскими. Они находятся на западном портале храма, полностью покрыты рельефными изображениями сцен из Евангелия, необычайно искусно изготовленными западноевропейскими мастерами. Магдебургские врата в течение нескольких веков служили торжественным входом в собор. По одной из версий они были сделаны в 1153 году в городе Магдебурге. Вероятнее всего, они стали военным трофеем новгородцев, ходивших в 1187 в шведскую столицу Сигтуну. Эти ворота были выполнены так искусно, что в XVII веке шведский король не забыл об утраченном пять столетий назад трофее, и во время оккупации Новгорода дал приказ главнокомандующему шведскими войсками вернуть ворота на историческую родину. К счастью, главнокомандующий не посчитал возможным снять парадные ворота с главного храма новгородчины.

Софийский Собор. 2008 год.

Одна из самых знаменитых новгородских легенд связана с фигурой голубя, сидящей на самом высоком центральном кресте Софийского собора. Во время разгрома Новгорода Иваном Грозным в 1570 году, голубь по легенде сел отдохнуть и окаменел от увиденного ужаса. Если каменная птица улетит, то наступит последний день Великого Новгорода.

Во время Великой Отечественной войны, 15 августа 1941 года, фашистские войска оккупировали Новгород. При одном из авианалётов или артобстрелов города крест с голубем был сбит и повис на крепёжных тросах, и комендант города распорядился его снять. В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии, и как один из трофеев, крест главного купола был вывезен в Испанию. По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.

16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора. По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста. Она передана испанской стороне взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007.

Посвящение собора Софии — это фактически посвящение Богу, которое обращается к Софии Константинопольской, и еще древнее — к храму премудрости, построенному Соломоном.

Святые мощи

В православии особую роль имеют особые останки людей, которые называют мощами. Обычно они нетленны. Им причисляют многочисленные чудеса спасения и исцеления, почитают так же, как и чудотворные иконы. Почитать мощи начали еще в 787 году по решению Седьмого Вселенского Собора.

Мартириева паперть Софийского собора

Одними из самых известных мощей в Софийском соборе являются останки пресвятого Саввы. Он относится к лику преподобных. Его память почитают 5 декабря, в день смерти. Его останки относят к нетленным.

Также в соборе находятся мощи членов княжеской фамилии, которых причислили к святым. А именно княгини Ирины, её мощи передали в собор только в 1991 году. И ее сына Владимира, почитается в день смерти 4 октября. А также двух князей Федора (почитается 5 июня) и Мстислава Храброго. Епископа Никиты (почитается 31 декабря) и Архиепископа Иоанна, мощи которого извлекли только в 1919 году.


Тихвинская икона Богородицы, не менее знаменита по всему миру, чем остальные. Её создание относят примерно к 1383 году, именно тогда она была обнаружена. Относится к иконографическому типу Одигитрия. По приданию это канон изображения Богородицы задал еще сам святой Лука. На ней Сын Христос находится на руках Богородицы. Левая рука находится у Него в благословляющем жесте, а в правой Он держит свиток со святым писанием.

Софийский собор

Архитектурное сооружение новгородского Софийского собора совершенно. Киевские и византийские зодчие, возведшие его, передали в XI веке через главную постройку сущность характера города Новгорода: грандиозность церковной мысли и её духовной мощи. Святая София Новгорода отличается от предшественника – собора в Киеве – строгостью форм и компактностью объемов. Собор длиной 27 м, шириной 24,8 м; с галереями длина 34,5 м, ширина 39,3 м. Общая высота от древнего пола, до центрального креста главы — 38 м. Стены толщиной 1,2 м выполнены из известняка разного цвета. Камни не отесаны и скреплены раствором извести с примесями толчёного кирпича. Арки, их перемычки и своды выложены кирпичом.

Мастерок.жж.рф

Одному из чудом уцелевших монахов было видение о том, что голубь этот послан горожанам как божественное обещание защиты и от всех врагов. Пока голубь на кресте – город сохраняется.

Софийский собор Великого Новгорода

Автобус№ 17,17А,26,7,7А до Сенной площади

Со времени основания, это начало 11 века, и до наших дней Софийский собор является символом Великого Новгорода. Величественное сооружение считается наиболее выдающимся памятником древнего зодчества. Каменный храм возносится к небу пятью куполами. Они похожи на шлемы древних богатырей. Четыре из них стального цвета, а последний, самый высокий, сверкает в лучах солнца золотом. Новгородская София повторила своим блеском и великолепием Софийский Собор в Киеве, но и отличалась некоторыми архитектурные особенностями, меньшими размерами, более строгими формами. Она сама стала эталоном для местных храмов.

У храма есть предшественник. Очень давно, ещё в 989, искусные плотники Великого Новгорода над рекой Волховом возвели из дерева 13-тиглавый храм в честь Святой Софии. Он простоял только лет пятьдесят. Очередной пожар полностью уничтожил многокупольное сооружение. Тогда князь Владимир решил построить каменную церковь, подобно киевскому храму. Он хотел, чтобы церкви были похожи, так как Ярослав Мудрый (его отец) очень любил киевский Софийский собор. Местные мастера не имели опыта работы с камнем, больше работали с деревом, поэтому строителей вызвали из Киева. Строительство завершилось в 1050 году. Эта была первая каменная постройка Великого Новгорода.

Старые легенды рассказывают, что в каменных стенах храма скрыты сокровища. Может, они хоронятся там до сих пор. Хозяева этих кладов и тайников богатые новгородцы, да и сам князь Креститель. В тайных местах также хранили городскую казну. Князь Иван Грозный в своё время нашёл один из спрятанных кладов и перевёз в Москву. Он откуда-то узнал точное месторасположение, где был замурован тайник с сокровищами.

На самом верху, на кресте золотого купола пристроилась фигурка голубка — духа Святого. По преданию, когда с жителями города Иван Грозный учинил расправу жестокую, то прилетел голубь, уселся отдохнуть и застыл от ужасных картин. А местному монашку Богородица открылась с вестью, что это птичка — посланник бога. Что она дана всем в утешение, и покуда птица божья здесь с жителями больше ничего не случится».

На западном портале красуются Магдебургские ворота из бронзы с прекрасными скульптурами и горельефами. Их открывают только в праздничные дни. Ещё они имеют название Корсунские или Сигтунские ворота. Когда новгородцы завоевали в Швеции Сигтуну, то взяли их в качестве трофея. Мастера художественного литья немецкого города Магдебурга искусно отлили на пластинах из бронзы сюжеты из Библии. Над картинками имеются пояснительные надписи на латинском языке, а ниже — на русском. Перед установкой в храм ворота составил и дополнил мастеровой из Новгорода. В нижней части есть его изображение вместе с фигурками немецких литейщиков.

Другая замечательная реликвия — Васильевские ворота. Их заказал архиепископ Василий Калика. Его портрет можно увидеть на воротах. Также там изображены различные библейские картинки и Китоврас — любимый герой художников древнего Новгорода. Ворота выполнены из меди и разукрашены золотом. Они считаются великолепным образчиком удивительного мастерства умельцев Средних веков.

Стены храма сложены были из известняка разного цвета и ракушечника. Камни соединены известковым раствором. Они были отёсаны только со стороны выхода на поверхность стен. Своды собора выложены из кирпича и покрыты фресками. В 12 веке стены оштукатурили. Внутреннее убранство храма блистало искусно разукрашенными окладами икон и драгоценной утварью. За долгую историю он пережил немало перестроек и изменений, даже был не раз разграблен. Известные опричники Ивана Грозного в своё время увезли из храма ионы, колокола… и знаменитые немецкие ворота, вероломно выломав их.

Много разрушений претерпел храм во время Второй Мировой. Уничтожили фреску «Пантократор» главного купола, сбили при бомбёжке главный крест с символом Святого духа — голубем. Этот крест в виде военного трофея был отвезён в Испанию. В фашистскую Германию увезли иконостас, резные сени из дерева. Всё это позже вернули храму.

Когда-то в Софийском храме была собрана богатая библиотека. Она состояла из исторических повествований, определителей различных растений, сборников рецептов, трактатов о математике. Некоторые книги из этой библиотеки сохранились по сей день. На стенах, сохранивших старую штукатурку, были обнаружены интересные надписи прихожан или древние граффити, нацарапанные писалом. Они датируются 11–13 веком. Это автографы, тексты молитв, обращения к богу и святым, записи о разных событиях того времени, донёсшие до нас живые отголоски тех далёких времён. При реставрации найдены образцы мозаики, которая раньше украшала фрагменты пола и столбы перед алтарём.

Читайте также:  Где отдыхать в Турции в июле 2020? Погода, цены, туры

Последний приют в новгородском храме нашли многие знатные люди того времени — князья, епископы, архиепископы. Среди них есть те, кто считается святым. Это архиепископы Иоанн, Григорий, Василий Калики и др., епископы Аркадий, Никита, Лука и др., брат Александра Невского Фёдор и его дед Мстислав, князь Владимир и его жена Александра, княгиня Анна. Их мощи всегда находятся в храме.

Когда в стране к власти пришли большевики, тогда службы прекратили. В 20-х годах там открыли музей. Он был посвящён антирелигиозной пропаганде. В качестве экспонатов выставили драгоценности, хранившиеся в ризнице. Это был пример церковного богатства. После окончания войны восстановили все причинённые разрушения храму. Он стал относиться к музею-заповеднику города. Там разместился один из его отделов. А в 1991 году храм вновь был возращён православной церкви. В торжественной остановке великий патриарх Московский и всея Руси Алексий заново освятил Софийский собор.

Старые легенды рассказывают, что в каменных стенах храма скрыты сокровища. Может, они хоронятся там до сих пор. Хозяева этих кладов и тайников богатые новгородцы, да и сам князь Креститель. В тайных местах также хранили городскую казну. Князь Иван Грозный в своё время нашёл один из спрятанных кладов и перевёз в Москву. Он откуда-то узнал точное месторасположение, где был замурован тайник с сокровищами.

Софийский собор в Новгороде — подробная информация с фото

СОФИЙСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР

Новгородская София — один из наиболее выдающихся памятников древнерусского зодчества, имеющий мировое значение. Постройка его свидетельствует о намерении повторить в Новгороде блеск и великолепие великокняжеского строительства в Киеве. Новгородская София повторяла Киевскую не только по названию.

Храм Святой Софии — главное сооружение города, он как бы олицетворяет и сам Новгород. Не случайно древние новгородцы, идя на бой с врагом, клялись «постоять и умереть за Святую Софию». Собор в представлении жителей олицетворял независимость Новгорода.

История

Деревянная София XI в. Реконструкция Л.Е.Красноречьва. У Софии Новгородской, как и у многих дошедших до наших дней соборов, был храм-предшественник. Новгородские летописи сохранили известие о постройке в 989 г., вслед за принятием христианства, деревянной Софии «о тринадцати верхах» над рекой Волховом в конце Пискупли (Епископской) улицы.

Но недолго простоял многокупольный храм – красавец. В 1045 г., как повествует летописец, “сгоре Святая София в субботу, по заутрене. “. Вскоре после пожара, в этом же году, заложили новую, каменную Софию.

Храм был выстроен повелением Новгородского князя Владимира и освящен святителем Лукой Жидятой, управлявшим тогда Новгородской епархией. Строительство завершено в 1050 г.(это довольно быстро, если учесть, что на него ушло не менее 10 тыс. кубометров камня и кирпича). Данные о времени освящения собора расходятся. В Новгородской 1-й летописи это событие отнесено к 1050 г., а в Новгородской 3-й летописи — к 1052 г. Данные о первоначальной росписи собора константинопольскими мастерами сразу по завершении строительства имеются в Новгородской 3-й летописи. Историк древнерусского искусства В. Г. Брюсова предположила, что первое освящение произошло 5 августа 1050 г. в воскресенье — в предпразднество Преображения Господня. Оно было связано с окончанием строительства собора. Второе же имело место в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста— 14 сентября 1052 г., когда София была уже расписана фресками и украшена иконами. Между прочим, подобная же, двойная, дата указана источниками и относительно Софии Киевской.

Главный храм Новгорода, подобно киевскому, был посвящен Софии Премудрости Божией; новгородцы гордились своей Софией. Слова князя Мстислава «где Святая София, ту Новгород» надолго стали крылатыми, выражая уважение горожан к главной святыне родного города.

Возведением этого громадного даже по современным представлениям, собора, были заложены основы художественной школы новгородского зодчества, отличавшейся от архитектуры Фрески Софийского собора блестящих княжеских сооружений Киева.

Уже в 30-х гг. XII в. София Новгородская перестала быть княжеским храмом, превратившись в главный храм Новгородской вечевой республики. На площади перед собором проходило вече. Здесь древние новгородцы с помощью жребия выбирали себе владыку. Для его избрания созывалось все новгородское духовенство. Обычно вече намечало трех кандидатов. А затем слепец или мальчик брали два жребия и тот, чей жребий оставался, становился новгородским владыкой.

С присоединением в XV в. Новгорода к Москве святая София утеряла свое былое влияние. На протяжении сотен последующих лет собор оставался просто главным храмом города, а затем и Новгородской губернии.

В 2000 г. новгородская София отметила свое 950-летие. Почти тысячелетняя история собора полна разного рода событиями. Летописи сообщают о многочисленных строительных и отделочных работах в храме, о захоронениях новгородских владык и князей, о политических событиях в Новгороде, напрямую связанных с Софией.

Советская власть закрыла Софийский собор в 1929г. Древнейший новгородский храм стал музеем. Во время Великой Отечественной войны (1941—1945) София была варварски разграблена и повреждена: стены и своды пробиты снарядами, позолота куполов вместе с медными листами содрана. Погибли многие древние фрески, похищено или уничтожено убранство собора.

В послевоенные годы Софийский собор был восстановлен. В нем разместили выставки «Рукописная и старопечатная книги», «Софийский дом в экономике и культуре Новгорода», «Софийские граффити».

14 августа 1991 г. сессия Новгородского областного совета народных депутатов утвердила решение облисполкома о передаче Софийского собора в постоянное и безвозмездное пользование Новгородской епархии Русской Православной Церкви. 15 августа был подписан акт о передаче, а на другой день состоялось торжественное освящение собора, которое совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С этого дня в храме не прекращаются богослужения.

Теперь сотни паломников устремляются в древнюю Софию, чтобы поклониться ее святыням. Главная святыня собора–чудотворная икона Божией матери “Знамение”. Здесь в раках(гробницах) почивают мощи новгородских святых: епископа Никиты, архиепископов Иоанна и Григория, князя Владимира и матери его княгини Анны, князей Мстислава и Феодора.

В архитектурном отношении Софийский собор Великого Новгорода – выдающийся памятник отечественного и мирового зодчества. Он является древнейшим каменным сооружением Северной Руси. София Новгородская — лишь на несколько лет моложе собора Софии в Киеве и на целое столетие старше Собора Парижской Богоматери.

Как добраться до Софийского собора с железнодорожного вокзала.

На городских автобусах, №9 до остановки “площадь Победы-Софийская” (третья от вокзала) или № 7 и 7а до остановки “Сенная площадь”.

Деревянная София XI в. Реконструкция Л.Е.Красноречьва. У Софии Новгородской, как и у многих дошедших до наших дней соборов, был храм-предшественник. Новгородские летописи сохранили известие о постройке в 989 г., вслед за принятием христианства, деревянной Софии «о тринадцати верхах» над рекой Волховом в конце Пискупли (Епископской) улицы.

Софийский собор Новгород

Сердце Великого Новгорода это, несомненно, Софийский собор. Храм поражает всех, кто смотрит на величественный собор, и не только красотой внутреннего убранства и внешней архитектурой, но и своей удивительной и долгой историей.

История

В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингигерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Собор был заложен в Детинце на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма «из дуба о 13 верхах» 989 года, однако не на том же месте, а севернее.

Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой Жидятой.

Храм имел пять нефов и три галереи, в которых располагалось несколько дополнительных престолов. Северная галерея несколько раз перестраивалась.

Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика — фресками. Сплошь обмазаны цемянкой стены были, вероятно, уже в 1151 году.

На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур.

Не позже XVIII века для укрепления стен к южному и северному фасаду пристроили по три контрфорса. При реставрации 1893—1900 годов контрфорсы с южного фасада были разобраны и было возвращено храму посводное покрытие. Реставрацию собора осуществлял архитектор Н. С. Курдюков.

В 1922 году в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, часть церковного имущества была изъята. В 1929 году он был закрыт, и в нём открылся антирелигиозный музей [1] , где были представлены сокровища, хранившиеся в ризнице собора, как пример богатств церкви. Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был повреждён и разграблен, после войны — полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника. В 1991 он был передан РПЦ и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II. В 2005—2007 произведена реставрация куполов собора.

Читайте также:  Фотографии Приоратского дворца

Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Софийский собор в Новгороде — подробная информация с фото

Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы – 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не обделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона) и скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича.

Смотровая площадка Жоржа Помпиду

Центр Жоржа Помпиду имеет смотровую площадку на высоте 45 метров. С обзорной площадки открывается вид на Собор Парижской Богоматери и Базилику Сакре-Кер. Подняться на крышу можно пешком, лифтом или прозрачным эскалатором.

Подъем на смотровую площадку от 3 евро.

Галерея Лафайет и Printemps Haussmann имеют хорошее местечко на крыше зданий. Для полного наслаждения панорамы Парижа, установлены лавочки и предлагаются напитки.

Время работы Центра Жоржа Помпиду и стоимость посещения

Галерея открыта каждый день с 11.00 до 21.00. Вторник выходной

Стоимость посещения музея 14 евро, билеты можно купить в кассе или онлайн. Поскольку отдельной смотровой площадки здесь нет, то и платить за нее не нужно, нужно просто подойти к окнам и любоваться.

Автор: https://pixabay.com

Смотровые площадки Парижа

Столько душевных слов написано про этот замечательный город, столько выложено прекрасных фотографий, что и написать и показать уже нечего… После долгих раздумий, что бы придумать такое, чего еще никто не придумал, мне пришла в голову мысль поподробнее рассказать о тех местах, откуда можно посмотреть на город сверху, то есть, о его смотровых площадках. Их в городе оказалось довольно много.

Это будет сборный рассказ, основанный на четырех моих поездках в это великолепное место, и расскажу я только о тех местах, где побывал сам.

Не надо быть Ш. Холмсом, что бы понять, что речь пойдет о символе Парижа, Эйфелевой башне. Это самый посещаемый и самый фотографируемый объект в мире (по некоторым данным). Ее посещают около 7 миллионов человек в год (16,5 тысяч в день), а за те 126 лет, что она украшает город, ее посетило около 240 миллионов.

Помимо всего прочего, Башня еще и один из самых дешевых парижских аттракционов – подняться на нее пешком стоит всего 5 евро (подорожало, раньше было четыре), а чтобы подняться на лифте на самый верх, с посещением двух нижних этажей, надо заплатить 15,5 евро. Открыта башня с 15 июня по 1 сентября с 9 утра до 0,45 ночи, а в остальное время — с 9,30 до полуночи. Лифты отключаются раньше. Зимой, в плохую погоду, ее запросто могут закрыть из-за обледенения ступенек. Замечу, что зимой, благодаря продувающему насквозь ветру, там ОЧЕНЬ холодно. Как и везде в Париже, чтобы попасть на башню, нужно отстоять очередь от 15 минут до нескольких часов – зависит от везения и желания.

За четыре посещения города, я забирался на нее три раза, все три раза – пешком. Во-первых, это дешевле, во-вторых – интереснее, в третьих – полезнее, а в четвертых – на лифт обычно более длинная очередь…

Итак, поднимаясь а башню пешком, сначала попадаешь на первую платформу, которая находится на высоте 57,5 метров. Отдышавшись, надо обойти ее по кругу, вернее, по квадрату со сторонами длиной 65 метров. Именно тут, глядя на город, я понял, что такое архитектура. Может, это и не то, что обычно понимают под этим словом, но лично для меня это слово ассоциируется исключительно с видом на Париж с первого яруса Башни. Именно отсюда лучше всего видно, какой Париж невысокий. Поверх крыш домов видны только купола храмов и церквей, ну, и башня Монпарнас.

Наснимав панорам через крупноячеистую решетку, не дающую товарищам с суицидальными наклонностями сигануть вниз, поднимаемся на вторую платформу, на высоту 116 метров. Эта площадка также квадратная, но уже меньше, всего 30 метров в поперечнике. Не забываем найти лесенку и подняться еще чуть выше – с этого «балкона» можно любоваться Парижем почти без всяких решеток… И само собой, собственно, башней.

А посмотреть тут есть на что… Помимо аккуратных парижских домиков, четко разрезанных симметричными улицами, отсюда открывается шикарная панорама на мост д’Иена с короной комплекса Трокадеро и высотками Дефанса на заднем плане.

На Марсово поле, с высоты похожее на площадку для игрушечной железной дороги.

На Сену с перекинувшимися через нее мостами и белыми корабликами. На парящий над городом белоснежный Сакре-Кёр.

На золотой купол Дома Инвалидов, и вообще, почти на весь город.

Да, на лифте можно подняться на третий уровень, на высоту 300 метров, но я ни разу там не был и не стремлюсь, с очень большой высоты видно хуже, чем снизу…. Но это мое мнение…

Полюбовавшись на город, спускаемся вниз, не забывая с высоты оценить людской муравейник у подножия башни. Можно злорадно заметить – ага, а очередь-то стала больше.

Спустившись вниз, можно выйти на набережную под мост, там есть пара палаток, и с устатку выпить пива под багет с чем-нибудь вкусным, наслаждаясь видом Сены и Башни, теперь снизу вверх, а не наоборот

Логично предположить, что на втором месте будет еще одна парижская достопримечательность – Триумфальная Арка.

Как известно, ее строительство затеял Наполеон, желая увековечить свой гений и военные победы. Однако он так и не смог насладиться триумфом — Наполеон Бонапарт умер раньше, чем была достроена арка. Строили ее почти 30 лет – с 1806 по 1836 год.

Цена за посещение Арки – 9,50 евро, открыта она с 10 утра до 11 вечера (зимой до 10,30). Чтобы попасть к арке, надо воспользоваться подземными переходами, там же находится касса.

Билет нужно покупать только чтобы войти внутрь арки, и подняться на нее. Погулять вокруг можно совершенно бесплатно. ))

Если прийти к открытию кассы, то можно сэкономить на стоянии в очереди, там будет всего человек 10-15…

Чтобы подняться на смотровую площадку, нужно преодолеть 284 спиральные ступеньки.

Но мы же туристы – народ мускулистый…. Тем более, что ближе к вершине Арки можно передохнуть в Зале Аттика, небольшом музее-выставке, посетить сувенирный магазин, и, если кому нужно, даже туалет.

Однако там не стоит задерживаться надолго, потому как со смотровой открывается очередной замечательный парижский вид.

Арка стоит на площади Шарля де Голля, или площади Звезды. Это название площадь получила из-за расходящихся от нее 12-ти проспектов, названных в честь различных сражений и героев войн. С высоты 50 метров открывается потрясающий вид на Елисейские поля в одну сторону и Дефанс – в другую, на широченные проспекты, уходящие, как кажется, за горизонт, на остроносые дома-корабли.

Виды не столь разнообразные, как с Башни, но явно стоят посещения, я туда поднимался два раза, не пожалел ни одного.

Естественно, Нотр Дам, куда же без него.

В отличие от бесплатного собора, подъем на башни стоит 8,50 евро. Подняться можно с десяти утра до половины шестого в летний период. Естественно, по парижской традиции надо отстоять нехилую очередь, я стоял около часа. Уж не знаю почему, но забрался я туда только во время своего третьего визита прошлой весной.

Итак, если встать к собору лицом, то вход будет с левой стороны, через Северную Башню. Вход легко обнаружить по длинной очереди, тянущейся вдоль собора. Не путайте эту очередь с очередью на вход в сам собор!

Отстояв очередь и заплатив деньги, будьте готовы к очередным четыремстам спиральным ступенькам… Подъем по спирали – это что-то! Когда кажется, что ты уже никогда не выйдешь из штопора, ты внезапно попадаешь на 46-ти метровую Галерею Химер. Она весьма узкая, и на ней полно народу, не факт, что пройдя вперед, вам удастся вернуться назад, чтобы сделать еще один снимок… Итак, сразу справа на город задумчиво смотрит знаменитый Горбун.

Не пропустите возможность сделать классическую фотографию! Помимо него там множество других, не менее симпатичных химер.

Билет нужно покупать только чтобы войти внутрь арки, и подняться на нее. Погулять вокруг можно совершенно бесплатно. ))

Добавить комментарий